опытно-экспериментальная работа PDF Печать E-mail
06.12.2010 г.

опытно-экспериментальная работа

Научное обоснование  опытно-экспериментальной работы МАОУ НОШ № 3 по теме

«Повышение образовательной активности родителей

как критерий эффективности взаимодействия с семьей»

 

Современную ситуацию в образовании отличает то, что, наряду с утверждением гуманистических ценностей, созданием новых типов и видов образовательных учреждений, обновлением содержания образования, признанием вариативной педагогической практики и другими положительными тенденциями, остается без достаточного внимания проблема взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи. Мы считаем, что развитие школы всегда связано с повышением активности участия семьи в образовательном процессе.

Социально-педагогические данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия. Это все становится сдерживающим фактором для развития школы.

В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцов социального сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит, в том числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей.

В современных условиях особая роль в развитии сотрудничества между образовательным учреждением и семьей принадлежит начальной школе, что определяется рядом причин. Многообразие начального образования, реальная практика развивающего обучения, сокращение практически вдвое числа детей, до школы посещавших детский сад, переход к обучению с 6 лет по программам четырехлетней начальной школы рассчитаны на своевременное включение родителей в школьную жизнь и требуют "готовой" родительской позиции.

Однако, у большинства родителей будущих первоклассников нет опыта личного участия в жизни современной школы, и необходимо позаботиться о создании специальных условий для подготовки родителей к активному включению в школьную жизнь.

Для решения проблемы подготовки родителей к участию в жизни современной школы мы предлагаем строить по-новому взаимодействие с семьей во время адаптационного периода в первом классе. Успешный старт ребенка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы. Сумев стать партнерами в адаптационный период, родители и педагоги смогут вместе повести ребенка нелегким школьным маршрутом.

Полноценное включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его ученичества, что непременно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Школа, заботясь об этом, создает условия для уменьшения разобщенности и разделенности сфер жизни ребенка, когда семья – это один замкнутый мир, одна культура, школа – другой мир и другая культура, а переменка и улица – третья. Введение родителей в современную школу предполагает, в том числе, создание общего языка и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка.

Мы считаем, что активное освоение родителями первоклассников основ современной школы и получение помощи в определении своей родительской позиции, прошедшие в рамках адаптационного периода, способны уменьшить в дальнейшем риск неуспеваемости детей и неудовлетворенности ожиданий родителей.

Для организации адаптационного периода мы предлагаем использовать Программу работы с родителями, разработанную в МАОУ НОШ № 3 позволяющую координировать взаимодействие многих участников адаптационного периода. Эта программа работы с родителями во время адаптационного периода предусматривает множество форм работы с семьей и возможность выбора наилучших вариантов для данного контингента родителей.

Для родителей работа по данной Программе означает изучение возможности их участия в планировании предусмотренных мероприятий и выбора способов своего включения в школьную жизнь. Для этого каждая семья обеспечивается памяткой на весь адаптационный период.

Нами используется многолетний опыт работы учителей МАОУ НОШ № 3 и других школ Боровичского муниципального района  по поиску оптимального варианта сопровождения первоклассников и их семей в адаптационный период. Со времени открытия школы (в 1994 году) она является школой полного дня. В течении трех лет школа являлась областным опорным центром по вопросам работы школы полного дня.

Основные идеи работы могут быть реализованы в условиях любой другой начальной школы, работающей в режиме полного  дня. 

"Современная школа" - это идеальная личностно-ориентированная система, способная учитывать интересы и возможности каждого участника образования. Это предполагает развитие реального образовательного учреждения:

1. от диктата школы в жизни семьи к поиску согласия с семьей;
2. от стратегии адаптации ребенка и семьи к требованиям школы к стратегии адаптации школы к ребенку и его семье;
3. от предложения родителям готовых вариантов образования к совместной разработке образовательных программ;
4. от контактов родителей преимущественно с одним учителем к взаимодействию со всем школьным сообществом.

"Введение родителей в современную школу" означает:
1. создание условий для облегчения и сокращения сроков адаптации первоклассников в школе при активизации роли семьи,
2. расширение представлений родителей о современной школе, активизация родительской позиции во взаимодействии со школой,
3. развитие родительского сообщества, формирование родительского актива.

В результате особой работы с родителями ожидается повышение результативности адаптационного периода. В соответствии с Программой работы с родителями МАОУ НОШ № 3 результаты адаптационного периода могут быть оценены по схеме, которая предусматривает учет вклада всех участников адаптационного периода:

 

Результаты адаптационного периода

Перспектива "Образовательные программы"

Качество освоения образовательных программ

Активность освоения программ дополнительного образования

Достижения повышенного уровня

Готовность к продолжению образования

Перспектива "Спецпомощь"

Состояние здоровья

Гармоничность психофизического развития

Удовлетворение особых потребностей

Мотивация к здоровому образу жизни

Перспектива "Развивающая среда"

Рациональное использование учебного дня

Включенность в разные детские коллективы

Активность родителей в школе

Психологическая комфортность обучения

Перспектива "Административное управление"

Рост образовательного потенциала педагогов

Стабильность педсостава и детского контингента

Удовлетворенность родителей школой

Общественное мнение в регионе о работе ОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа работы с родителями МАОУ НОШ № 3

Пояснительная записка

Программа работы с родителями МАОУ НОШ № 3 (далее Программа) строится в соответствии с основными направлениями совершенствования системы образования в Новгородской области. Она предполагает достижение высокого качества знаний выпускников на основе всестороннего развития личности учащегося, наиболее качественное и полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей учащихся и их родителей, формирование общекультурной и методологической компетентности выпускников школы.

Программа работы с родителями МАОУ НОШ № 3 ориентирована на реализацию социальных требований к системе российского образования, выдвигаемых концепцией модернизации образования. В соответствии с этими требованиями обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Модернизация образования ориентирует современную школу также на развитие личности школьника, его познавательных и созидательных способностей.

МАОУ НОШ № 3 ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей путем создания гибких вариативных образовательных маршрутов и создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.

В соответствии с этим образовательная программа школы построена на принципах гуманизации, гуманитаризации, дифференциации обучения и воспитания школьников, учитываются потребности обучаемых, их родителей и социума.

Программа гимназии ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей:

-  реализацию образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности, закладывающих прочную основу духовно-нравственного и воспитания младших школьников;
- гарантированный уровне общего образования.
Цели образовательной программы гимназии:

Разностороннее развитие личности учащихся, позволяющее достигать социальной, интеллектуальной и нравственной зрелости выпускников.

Достижение учащимися государственного образовательного стандарта в соответствии с типом учреждения.

Развитие высокого уровня  культуры учащихся.

Достижение стабильных и гарантированных образовательных результатов, позволяющих ученикам продолжать обучение в других школах Боровичского района.

Развитие устойчивого интереса к истории, литературе и художественно-эстетической деятельности, изучению окружающего мира; обеспечение условий для накопления опыта творческой деятельности.

Развитие у учащихся культуры умственного труда, навыков самообразования, методов научного познания.

В центре усилий и творческих поисков педагогического коллектива школы находится создание и постоянное совершенствование развивающей образовательной среды.

Цель развития личности учащегося является для школы приоритетной. Для достижения этой цели используются многообразные средства, которые в совокупности позволяют реализовать целостную и преемственную систему развития личности и индивидуальности учащегося.

Созданная в школе система развития личности складывается из многих компонентов (внедрение активных методов и современных технологий обучения: организация творческой и художественно-эстетической деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности и др.).

Гармоничное развитие личности обеспечивается содержательным разнообразием дополнительных образовательных услуг: ритмика,  художественное слово, английский язык). Развивающие дополнительные предметы по выбору предоставляются через систему дополнительного образования бесплатно и через систему платных услуг.

 


Просмотров: 1843

Ваш коментарий будет первым

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий:



Последнее обновление ( 06.12.2010 г. )
 
« Пред.