«Влияние подвижных игр на физическое развитие детей младшего школьного возраста». PDF Печать E-mail
23.03.2012 г.

«Влияние подвижных игр на физическое развитие детей младшего школьного возраста».

 

Андреева С.П.,

 

учитель физической культуры, МАОУ НОШ №3, высшая квалификационная категория

 

 

            Здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия.

 

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов, а дошкольник- 12 тысяч. Наблюдения доказывают: и те и другие выполняют половину.

 

         Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся.

 

       Для большинства учащихся занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, это является основной причиной снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении работоспособности учащихся первостепенную роль играет широкое использование средств и методов физической подготовки .

 

       Сложившаяся в стране за последние годы экологическая ситуация, привела к увеличению заболеваемости в два раза, поэтому одной из важнейших проблем становится поиск средств, способствующих повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем.          Поэтому результатом физического воспитания школьников начальных классов должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека .

 

Анализируя научную литературу по педагогике, психологии, методы преподавания физической культуры, нормативно-правовые документы мы выявили следующее:

 

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Она повышает умственную активность ребенка, его эмоциональность, мышление, воображение, развивает двигательные качества. Игра занимает большое место в системе физического воспитания.

 

В.А Сухомлинский подчеркивал, что «игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ».

 

«Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». С.А.Шацкий.

 

         Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми .

 

Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся  показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной темы работы.

 

     Рабочая гипотеза: предполагалось, что организация и проведение подвижных игр будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволит повысить уровень их физической подготовленности.

 

Предмет исследования: организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры, как фактор повышения физических качеств учащихся младших классов.

 

Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.

 

Практическая значимость: разработана методика занятий подвижными играми на уроках физической культуры с учащимися младших классов, способствующая развитию их физических качеств. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.

 

Анализ научно-методической литературы,  многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.

 

          Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования .

 

        Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

 

          За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Можно полагать, что использование учащимися старших классов подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся.

 

Многие специалисты показывают, что развитие двигательных качеств - одна из центральных задач физического воспитания в школе.

 

Одним из основных путей всестороннего воспитания двигательных качеств в условиях школы является применение специальных упражнений и подвижных игр, с помощью которых можно не только успешно обучать детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влиять на воспитание всех двигательных качеств. Поэтому уже с младшего школьного возраста необходимо уделять большое внимание подвижным играм и специальным упражнениям.

 

             Для уроков физической культуры, который составляет основу физического воспитания, обеспечивая его разносторонность, предлагается особая методика проведения. На уроках физической культуры с использованием подвижных игр у младших школьников важно стремиться к решению следующих задач: повысить уровень двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; повысить функциональные возможности организма детей с целью противостояния неблагоприятным факторам; обеспечить условия для проведения активности и творчества каждого ученика.

 

 Успешное решение поставленных задач требует изменения общепринятого характера проведения уроков физической культуры у младших школьников, где доминирующим является фронтальный метод выполнения упражнений, жесткая регламентация двигательных действий, низкая моторная плотность занятий.

 

Урок физической  культуры, продолжительностью 40 минут строится по общепринятой схеме и состоит из 3 частей.

 

В первой (подготовительной, вводной) части урока проводится изучение, повторение и совершенствование строевых упражнений, навыков в ходьбе, развивается общая выносливость в продолжительном беге, выполняются упражнения общеразвивающего характера, сообщаются теоретические сведения из раздела программы «Знания». Для этого предлагаются игры: «Все к своим флажкам!», «Построится!», «Успей занять место!» где дети  учатся построениям в шеренгу, колонну, запоминают свое место в строю. Игры «Правильно - неправильно», «Пишущая машинка», «Наша безопасность», «Режим дня», «Защита», «Физкультпривет» позволяют учащимся овладевать теоретическими сведениями программы. После строевых упражнений совершенствуются движения в ходьбе, которым на уроке отводится 2-3 минуты («Кто как ходит?», «Не попадись!», «Цветы и ветерки», «Посадка цифр»). Ходьба заканчивается переходом в равномерный бег, продолжительность которого постепенно увеличивается от занятия к занятию. Заканчивается подготовительная часть урока выполнением комплексов упражнений общеразвивающего характера, выполняемых как в движении, так и на месте, с предметами и без предметов.

 

Во второй части урока проводится формирование жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. Для решения поставленных задач используемы подвижные игры с дидактической  направленностью высокой и средней интенсивности  выраженной направленности (игры с бегом: «Салки», «День и ночь», «Воробьи и вороны» и др.; игры с прыжками: «Волк во рву», «Удочка», «Прыгающие воробушки», «Поймай лягушку» и др.; игры с лазанием: «Гимнастический марафон», «С берега на берег»; игры с метанием: «Метко в цель», «Охотники и утки»,  «Передал – садись» и другие). При использовании игр в основной части урока важно прежде всего стремиться к созданию условий для физически слабых учеников, учитывая одновременно уровень физической подготовленности большинства детей.

 

В заключительной части урока включаются подвижные игры средней или  низкой интенсивности: «Дерево дружбы», «Урони платок », «Замри!», «Делай как я», «Угадай кто подходил?», «Карлики и великаны», «Запрещенное движение» и др.

 

При различных типах уроков по физической культуре важно учитывать моторную плотность уроков. Плотность урока – относительная целесообразность использования времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность урока, оказывающая существенное влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение программы. Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

 

Оценивая  учащихся начальных классов, педагог прежде всего стремится создать детям нормальные условия для полноценной реализации их функциональных возможностей и двигательных потребностей, позволяя победить чувство страха перед школьным предметом «физическая культура», поскольку для многих учащихся, которые не в состоянии выполнить нормативы физической подготовленности по каким либо причинам, физкультура прежде становилась наказанием.

 

Введение в программу подвижных игр положительно сказывается на поддержке и развитии у младших школьников устойчивого интереса к учению, к знаниям, к развитию движения. Что выражено в конкретных знаниях по предмету, в развитии учащихся способности самостоятельно познавать окружающую жизнь, повышая резервные возможности организма и достигая неспецифического оздоровительного эффекта физического воспитания.

 

        Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств. Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеучебных формах.

 

    Существующий анализ классификаций игр в процессе воспитания двигательных качеств в процессе занятий по физической культуре у школьников, позволил разработать группировку игр в соответствии с поставленными задачами. В основу группировки был положен принцип преимущественного воздействия игр на воспитание двигательных качеств в сочетании с формированием основных двигательных качеств. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Они являются действенным средством физического воспитания, активного отдыха, улучшают здоровье. Подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.

 

     На основе современных представлений о путях и методах воспитания двигательных качеств у учащихся, можно предположить, что достаточно высокий эффект может быть достигнут путем применения определенного круга специальных физических упражнений, подвижных игр с так называемой «преимущественной направленностью». Подвижные игры направлены на воспитание двигательных качеств, поэтому степень преимущественной направленности обуславливается характером выполнения упражнений.

 

      Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, с целью использования их для воспитания двигательных качеств, мы исходили из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательных качеств. Поэтому нами была избрана специфика качественной направленности подвижных игр в виде некоторых правил, которые позволили более точно определить соответствие игр, направленных на воспитание двигательных качеств.

 

      На основании педагогических наблюдений были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества.

 

      Отбирая игры, стремилась не использовать модели игр, описанные в различной литературе, а творчески их переработать в соответствии с поставленными задачами.

 

 

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР

 

(ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА)

 

 

выносливость

 

Скоростно-силовые

 

быстрота

 

координационные

 

комплексные

 

Мяч от стены

 

Создавай круг

 

Накорми птиц

 

Загони шайбу

 

Косарь

 

Опасная прогулка

 

Отними ленту

 

Угадай погоду

 

Бросай первым

 

Карусели

 

Прыжок за прыжком

 

Кто больше осилит

 

Кому, что надо

 

Попади в цель

 

Конек-горбунок

 

Догони

 

Создавай пару

 

Чего не бывает

 

Два капитана

 

Нора лисы

 

Кто быстрее

 

Помоги, друг

 

Кузнечики

 

Кто первый

 

Дровосек

 

Регулировщик

 

Будь готов

 

Хитрый лис

 

Кто дальше

 

Погреемся

 

Колобок

 

Лабиринт

 

Угадай, что это

 

Попади в корзину

 

Радуга

 

Казаки-разбойники

 

Салки в круге

 

Снегири

 

Мяч водящему

 

Силач

 

Кто найдет

 

Борьба за мячами

 

Лучший снайпер

 

Мячи в корзину

 

Пружинка

 

Кит

 

Гонка мячей

 

Лишний в кругу

 

Прогулка с мячом

 

Лестница

 

Гуси-лебеди

 

Занимай место

 

Кто быстрее

 

С горки вниз

 

Стоп

 

Заблудились

 

Передачи по кругу

 

Партизаны

 

Лови комара

 

Горячий мяч

 

Охота за мячом

 

Передача мяча

 

Картошка

 

Червяк

 

Большие маленькие

 

 

Виды контроля при этом  могут быть следующие:

 

1.Самостоятельная двигательная деятельность учащихся на занятиях.

 

Ребенок выбирает тот вид самостоятельной двигательной деятельности, которая ему доступна в предложенных учителем условиях. Функция контроля со стороны учителя видится в постоянном прослеживании за двигательной деятельностью учащихся на занятиях, своевременном внесении необходимых корректив в педагогический процесс, которые будут способствовать полноценному развитию функциональных возможностей и двигательных потребностей учащихся.

 

2.Подвижные игры.

 

Особенность использования подвижных игр в учебно-воспитательном процессе заключается в том, что самостоятельность действий учащихся включает кроме выполнения двигательных действий, обусловленных правилами игры еще и самостоятельный контроль и оценку своих игровых действий.

 

3.Игры-эстафеты.

 

Направлены на выявление освоения отдельными видами движений при коллективном взаимодействии с целью дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и самими учащихся. Проводятся после освоения учащимися определенных способов двигательных действий.  

 

4.Диагностическое тестирование.

 

Направлено на выявление уровня овладения двигательными умениями и навыками с целью дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и самими учащимися. Данный вид контроля предлагает определение «зоны ближайшего развития» учащихся.

 

5.Соревнования.

 

Данный вид контроля в целом напоминает тестирование, однако, предполагает ряд принципиальных особенностей. Соревнования проводятся не сразу после овладения каким-либо двигательным умением на уроке физической культуры, а несколько уроков спустя, давая школьникам, которые по некоторым причинам не овладели к концу цикла овладения двигательным действием конкретным видом движения, в условиях овладения новым видом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

движения делают освоение предыдущего материала более устойчивым.

 

        Эффективность игр в процессе обучения можно проследить проведя диагностику физического развития учащихся. Для этого используют тестирование учащихся в начале года и в конце года. По итогам тестирования можно проследить динамику роста уровня физического развития учащихся.

 

по результатам тестирования на начало и конец 2010-2011 учебного года:

 

1А класс- 27,01 баллов; 30,36 баллов

 

1Б класс- 24,56 баллов; 30,64 баллов

 

2А класс- 26,05 баллов; 30,22 баллов

 

2Б класс- 27,35 баллов; 29,15 баллов

 

3А класс- 29,27 баллов; 30,38 баллов

 

3Б класс- 25,2   баллов; 28,01 баллов

 

4А класс-28,28 баллов; 29,25 баллов

 

4Б класс- 30,25  баллов; 32,58 баллов

 

Из анализа анкетирования  можно проследить динамику повышения мотивации учащихся к урокам физического воспитания с использованием игр.

 

 86 % опрошенных детей любят на уроке играть;

 

14 % состязаться друг с другом.

 

Из наблюдения за детьми во время прогулок, перемен можно с уверенностью сказать, что дети стали много играть в игры, которые разучивались на уроках физкультуры.

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

    При организации подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. При положительном их развитии  у учащихся выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.

 

      Для учащихся младших классов необходим выбор средств и методов с использованием подвижных игр различной направленности, который диктуется наличием и характером суммарного утомления, а также уровнем развития физических качеств необходимых в учебной и будущей трудовой деятельности.                Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру подвижных игр снимает утомление, повышает интерес к занятиям. Физическая нагрузка при использовании игрового метода на уроках физической культуры у учащихся старших классов должна иметь тенденцию к постепенному увеличению воздействия на организм, но не должна превышать меру приспособительных возможностей и неблагоприятно влиять на здоровье учащихся.

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное образовательное учреждение

 

               начальная общеобразовательная школа № 3  г. Боровичи

 

                                   Открытый урок

 

               « Цирковое представление»

 

 

                               

 

 

                                                                         Подготовила: Андреева С.П.

 

                                                                       учитель физического воспитания,

 

                                                                                         высшая категория

 

                                      Описание методической разработки

 

 

1. Тема: Развитие двигательных способностей в рамках «Президентских              

 

                тестов»

 

2.  Данная разработка основана на спортивно – оздоровительной программе «Президентские состязания», как одной из форм физического воспитания. Урок построен на сюжетно – игровой основе «Цирковое шоу». Дети становятся артистами цирка, учитель – ведущим.

 

3. Предмет: физическая культура

 

4. Ученики 3класса

 

5. Форма урока: классно – урочная

 

6. Целью урока является развитие двигательных способностей

 

     ( силы, гибкости,  ловкости, прыгучести)

 

Задачи урока: 1. Закрепить прыжок в длину с места

 

2. Развивать силу, ловкость, прыгучесть, гибкость, равновесие

 

3. Воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества,

 

коллективизм.

 

 

 Для организации урока было использовано следующее оборудование: Колпачки клоунские, мячи большие резиновые, шнур (для хвостиков) по числу учеников, канат, гимнастические скамейки, маты гимнастические, барабан, обручи гимнастические, стойка с вывеской «Цирк», надувные шары, лента (для оформления зала), скакалки, набивные мячи.

 

 

                        

 

                                          

 

 

 

 Разработка урока

 

 

Водная часть (10 – 12 мин.)

 

(Учитель стоит в центре зала, у него в руках приглашение, дети находятся в коридоре.)

 

— Ребята, идите скорее сюда, нас приглашают в цирк!

 

    ( дети вбегают и встают вокруг учителя)

 

— Здравствуйте, ребята! (Дети поднимают руки вверх и  все в месте говорят: «здраст»)

 

— Нас приглашают не просто зрителями, а артистами, вы согласны? ( Да!)

 

— Но цирковые артисты должны быть сильными. У вас получится?  (Да!)

 

— А еще ловкими и прыгучими. Вы сможете с этим справиться?   (Да!)

 

— А не побоитесь подняться под купол цирка? (Нет!)

 

—Тогда в путь, идем в цирк. (Дети идут по границам зала)

 

—Недавно прошел дождь, посмотрите, сколько луж, давайте пройдем так,      

 

чтобы не замочить ноги. ( Дети идут на пятках, руки за головой)

 

— Никто не замочил ноги? (Дети отвечают: Нет!)

 

— Ребята, посмотрите, вся дорога в кочках! Давайте их перепрыгнем!

 

   ( Дети прыгают с ноги на ногу вправо-вперед, влево - вперед)

 

— Дорога проходит через лес, после дождя деревья мокрые, наклонимся

 

    и пройдем под ветками деревьев.  (Дети идут в полуприсяде, руки на

 

    коленях)

 

— Посмотрите, сколько под ногами шишек! Давайте возьмем немного с собой.

 

    (Дети делают наклоны вперед на каждый шаг, не сгибая колен)

 

— Ой, ребята, мы же опаздываем, давайте поторопимся!

 

    (Дети под музыкальное сопровождение начинают бег)

 

— Дорога до цирка извилистая, много поворотов. (Дети бегут змейкой)

 

— Молодцы! Как быстро бежите, теперь мы, наверняка, успеем.

 

— Вот и подбегаем к цирку. (Дети переходят на шаг, восстанавливая дыхание,

 

    руки вверх-вдох, опустить-выдох)

 

— Ребята, я совсем забыла: при входе в цирк, вам нужно показать гибкость. (Дети проползают каракатицей под низко натянутой веревочкой)

 

— Кто зашел, надевает на голову колпачок, берет в руки мяч и строится в       шеренгу.

 

— Итак, ребята, вы теперь артисты цирка, я ваш шпрехшталмейстер, и 

 

    объявляю о начале представления.

 

Внимание, внимание! Всем, всем, всем!

 

Только для вас, впервые, на нашей арене

 

                                  Ученики 3 класса  школы

 

                                  Самые ловкие, самые сильные и прыгучие,

 

                                  Самые смелые и грандиозные артисты,

 

                                  В веселом цирковом представлении.

 

·        Парад - алле! Встречаем артистов. (Под звуки циркового марша дети идут   по  кругу)

 

·        В колонну  по два через центр с дистанцией и интервалом 3 шага -  марш!

 

—Артисты, покажите красивую осанку – спина прямая, подбородок      приподнятый.

 

 

ОРУ с мячами. (Под музыку «Все мы любим цирк»

 

 

I. И.П мяч внизу.(повторить 6-7раз)

 

1 – мяч вверх

 

2 – мяч вперед

 

3- 4 – и.п

 

II И.П мяч внизу (повторить 6-8р)

 

1 – полуприсяд, мяч к правому плечу

 

2 – и. п.

 

3 – 4 тоже, но к другому плечу

 

III.И.П мяч внизу (повторить 8-10р)

 

1 – правую ногу в сторону на пятку,

 

       мяч вправо.

 

2 – и.п

 

3 – 4 тоже, но в другую сторону

 

IV. И.П. мяч на голове (повторить8-10р)

 

1- поворот головы вправо

 

2 – и.п.

 

3 – 4 в другую сторону        

 

V. И.П. мяч внизу (пов. 7-8р)

 

1 – мяч вверх

 

2 – наклон вправо

 

3 – мяч вверх

 

4 – наклон влево

 

 

VI.И.П.мяч внизу (повторить 7-8р)

 

 

1 – наклон вперед, прогнуться,

 

      мяч вверх

 

2 – и.п

 

VII. И.П.  мяч внизу

 

1 – присесть, мяч вперед

 

2 – и.п.

 

VII. И. П. мяч на полу (пов.7-8р)

 

1 – наклон вперед, обхватить

 

       мяч руками

 

2 – руки вверх, хлопок

 

IX. И.П. сидя ноги врозь (пов.7-8р)

 

1 – поворот мяча вправо

 

2 – и. п.

 

3 – 4 в другую сторону (пов.8-10р)

 

X. И.П. сидя на полу ноги в месте

 

1 – 2 – лечь на пол, мяч вверх

 

3 – 4 и. п.

 

XI. И.П.  мяч внизу (пов. 10-12р)

 

1 – прыжок ноги врозь

 

2 – и.п.

 

XII. Броски мяча вверх (8-10р)

 

        

 

-В обход налево в колонну по одному  - марш!

 

(Перестроение в колонну по одному. Дети кладут мячи и снимают колпачки)

 

— Не беспокойтесь, артисты не уходят, они еще вернутся.

 

Основная часть (28 – 30 мин)

 

А также сегодня на нашей арене дрессированные звери, самые умные и

 

     сообразительные животные.

 

Кенгуру.

 

 Перед вами кенгуру, кенгуру смешная очень,

 

                               Руки вдвое короче, но зато у ней,

 

                               Ноги вдвое длинней.

 

— Ребята, а как кенгуру передвигается? (Дети отвечают, что она толкается  двумя ногами и далеко прыгает).

 

- Покажите. ( под музыку дети по парам, толкаясь двумя ногами, прыгают вперед)

 

— Зрители, обратите внимание, как далеко прыгает этот кенгуренок, как сильно толкается ногами, какой молодец! (Учитель отмечает, кто дальше всех прыгает)

 

Крокодил – гроза детей, лучше не гневите.

 

                                Скоро выйдет из воды, вот и посмотрите.

 

На арене дрессированные крокодильчики ! (Дети в упоре лежа, по парам, переставляя   руки, ползут вперед, прогнувшись в спине, голова приподнята)

 

— Посмотрите, как они красиво ползут, какая у них выправка, какая грация.

 

А сейчас парад – лягушат. (Дети по парам прыгают и квакают, как лягушки)

 

— Обратите внимание на самую шуструю лягушку, она чемпионка по прыжкам.

 

   (Учитель обращает внимание на самого быстрого и прыгучего ученика)

 

— А какой лягушачий хор! Как они громко поют!

 

— Вот сколько у нас сегодня было животных – артистов.

 

 

— Ребята, вы боитесь высоты? (Дети отвечают: Нет!)

 

— Сможете пройти по канату? (Да!)

 

— Первым номером нашей программы – «Канатоходцы»,

 

самые прекрасные, самые грациозные артисты. Зрителей со слабыми нервами

 

просим удалиться. (Дети проходят друг за другом по лежащему на полу канату прямо, руки в стороны, затем идут по гимнастической скамейке, высоко поднимая ноги, перешагивая кегли. Второй раз  идут по канату, передвигаясь боком, руки на пояс.)

 

Учитель обращает внимание на действия нескольких учеников, как они красиво и легко идут, какая у них осанка, грация, прирожденные канатоходцы. Это годы упорных тренировок. Вы еще не раз их увидите на аренах цирка разных городов, а может быть, и стран.

 

— И снова на арене цирка дрессированные звери: специально прибывшие из джунглей дрессированные обезьяны, самые ловкие и сообразительные.

 

Обезьян смешнее нет, человеческий портрет

 

                             Даром, что лохматые, но зато хвостатые,

 

— Сейчас вы в этом убедитесь. (Под музыку «Чунга-Чанга» дети с прикрепленными сзади хвостами идут на четвереньках по кругу, обходя кубики)

 

— Какая у них  походка! Как они важно идут!

 

— Обезьянки, вы любите бананы? (Да!)

 

  Игра «Обезьян».

 

 На арене спрятаны бананы (вырезанные из бумаги и прикрепленные к полу,  к стене, к гимнастическим скамейкам, гимнастической стенке). Задача детей, передвигаясь, как обезьяны, набрать как можно больше бананов. Если банан висит высоко, нужно подпрыгнуть. Когда все бананы собраны, обезьянки садятся по кругу  и подсчитывают, кто больше всех собрал.

 

 (Учитель отмечает не только тех детей, кто больше собрал бананов, но и самых «скромных» обезьян, кто собрал всех меньше.)

 

— Следующим номером нашей программы «Прыжковый фейерверк».

 

  На этой арене собрались самые прыгучие артисты.

 

  (Класс делится на 4 отделения. Первое отделение – прыжки через гимнастическую скамейку ноги вместе, второе – через скакалки, третье – через набивные мячи, также ноги вместе, четвертое – через гимнастическую скамейку ноги вместе справа налево с продвижение вперед. Прыгают 10 -15 секунд, а затем по сигналу меняются  по часовой стрелке местами.)

 

— Под куполом цирка «Воздушные гимнасты», самые смелые артисты.

 

  (Дети по парам  бегут до гимнастической стенки, залезают на нее. Правой прямой рукой держатся за перекладину, левая в сторону, ноги прямые. Под бой барабана -  поворот в другую сторону.)

 

— Посмотрите, как грациозны, как красивы наши гимнасты, какую нужно иметь смелость, решительность, чтобы подняться под купол цирка.

 

— И завершают нашу программу «Дрессированные тигры»

 

  Они должны будут сделать прыжок через горящий обруч, зрителей прошу громко не кричать, тигров не пугать, они работают без заграждения.

 

 Дети по парам бегут до гимнастического мата, перед которым держится вертикально обруч. Учитель произносит: «Ап» (это также сигнал для выбегания следующей пары), и ученики делают кувырок через обруч.

 

— Посмотрите, как хорошо выдрессированы тигры, какая у них гибкость, какая пластика, как они хорошо работают.

 

 

Заключительная часть (2 – 3 мин.)

 

— Артисты построились. Вот и завершилось наше прекрасное, грандиозное цирковое шоу. Попрошу на поклон, господа артисты!

 

 (Взявшись за руки, дети выходят на середину зала, поднимают руки вверх, затем, опуская руки, делают наклон вперед. При поднятии рук вверх делается вдох, при опускании -  выдох.)

 

Рефлексия

 

Общее построение. Учитель задает вопросы, дети отвечают.

 

— Ребята, вам понравилось быть цирковыми артистами?

 

— Поднимите руки, кто стал сильнее?

 

— Во время выступления вы научились прыгать?

 

— А кто проявил свою смелость, работая под куполом цирка?

 

— Но если это так, то наше цирковое шоу удалось, возвращаемся в школу.

 

 (Под звуки циркового марша дети в колонне по одному делают круг почета, махая рукой, и выходят из спортивного зала)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Муниципальное образовательное учреждение

 

               начальная общеобразовательная школа № 3  г. Боровичи

 

 

« Веселое путешествие

 

в Страну Природы и Здоровья»

 

 

  

 

                  

 

 

Подготовила: Андреева С.П.

 

учитель физического воспитания,

 

высшая категория

 

План урока

 

« Веселое путешествие в Страну Природы и Здоровья».

 

Цели и задачи:

 

-формирование навыков здорового образа жизни;

 

-закрепление навыков выполнения основных движений;

 

-умение ориентироваться в помещении.

 

 

Оборудование: план – карта, конверты с сюрпризами, ленты, г/скамейки, набивные мячи, кегли, обручи.

 

 

1.Вводная часть:

 

Построение.

 

Строевые упражнения и перестроения.

 

ОРУ с предметом под музыку.

 

Ходьба на носочках, руки за головой.

 

Загадка:

 

- «Зимой падает, весной журчит,

 

    Летом шумит, осенью капает».

 

                                         (Вода).

 

Бег на носках; с ускорением; медленный бег.

 

Ходьба на пяточках, руки в стороны.

 

Загадка:

 

-«Чего в комнате не видно?»

 

                               (Воздух).

 

Ходьба, бег врассыпную.

 

 

2.Основная часть:

 

Деление класса на 4 команды. Каждой команде выдается план-карта спортивного зала, на ней отмечено место, где будет спрятан сюрприз с советами. Учащиеся выполняют задания.

 

Советы воды:

 

-умывайтесь по утрам, после сна. Мойте руки и лицо, шею и уши.

 

-обязательно мойте руки после игр, прогулки, общения с животными, туалета.

 

-мойте ноги и руки перед сном каждый день.

 

- не реже одного раза в неделю принимайте ванну.

 

 

Игра «Собери ручейки в речку».

 

Учащиеся делятся на 2 команды. В каждой команде равное количество « ручейков» ленточек, но разного цвета. По команде, учащиеся по очереди укладывают свой «ручеек». Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок соберет «речку».

 

 

Преодоление полосы препятствий.

 

1. по наклонной гимнастической скамейке ходьба руки в стороны.

 

2. приставными шагами передвижение по гимнастической стенке.

 

3.перешагивание, высоко поднимая колени, через набивные мячи.

 

4. «змейкой», огибая кегли.

 

5.проползание в обруч.

 

 

Вопросы:

 

-Средство для чистоты рук? (Мыло).

 

-Средство помогающее избавится от микробов в помещении? (Чистый, свежий воздух).

 

-Средство помогающее бороться с микробами?( Физические упражнения).

 

 

Игра «Физкульт-привет!

 

     Содержание: Ведущий выбирает двоих детей – «две лягушки», которые становятся в центр круга. Они читают слова, все остальные дети за ними повторяют, имитирую движения

 

На болоте две подружки, две зелёные лягушки

 

Утром умывались, полотенцем растирались,

 

Ножками топали, ручками хлопали,

 

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

 

Вот здоровья в чём секрет

 

Всем друзьям физкульт-привет!

 

    Затем на счёт «1–2–3» все бегут врассыпную, а «лягушки» догоняют. Те, кого догнали «лягушки», становятся на их место. Игра продолжается.

 

 

3.Заключительная часть:

 

 

Игра «Если нравиться тебе».

 

Дети встают в круг.

 

Участники игры повторяют движения за ведущим.

 

Подведение итогов урока.

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 


Просмотров: 9550

Ваш коментарий будет первым

Добавить коментарий
Имя:
Коментарий: